Привет всем

Моя муза из Советского Союза

среда, 20 ноября 2019 г.

Он придумал музыку заново: генератор творчества. Или Миэм рулит

    Ну вот, я дожил: по пути на работу в моей машине играет музыка, которую в реальном времени сочиняет искусственный интеллект. Музыка только для меня, которая никогда не повторяется. Я даже не могу припомнить, приходило ли подобное в голову какому-нибудь фантасту. Это самое популярное музыкальное приложение Mubert, и делают его у нас в России.
Александр Грек. 9 ноября 2019 12:01 Популярная механика
     Алексей Кочетков окончил Московский институт электроники и математики (МИЭМ) по специальности «программирование». Хотя кодинг он освоил гораздо раньше — в легендарном Лицее информационных технологий № 1537. Одновременно с аттестатом о среднем образовании Алексей получил и готовую специальность «дизайн мультимедиа». Еще в лицее он начал работать, и к его окончанию у Кочеткова уже была своя компания, которая занималась креативом, дизайном и программированием. В числе клиентов компании были такие крупные бренды, как Nike и adidas.

Джазовое мышление
     Был и другой Алексей Кочетков — музыкант и джазовый контрабасист, который все детство мотался на другой конец Москвы, в джазовый колледж при Московской городской детской музыкальной школе имени Дунаевского, где занимался по классу контрабаса. О джазе Алексей готов говорить часами: о музыке на стыке знания нот и полного абстрагирования от этих нот; о какой-то магической волне, которая сама двигает пальцами; о том, как джаз учит не бояться импровизаций в процессе работы. «Когда люди следуют только логике, это им мешает делать что-то новое. А джаз — постоянный поход в никуда, — говорит Алексей. — Отыграл тему — и пошел в импровизацию, даже не представляя, где ты окажешься в конце». Начав с джаза на контрабасе, Алексей заинтересовался трип-хопом, потом стал играть чистый хип-хоп, затем с друзьями экспериментировал с живой электронной музыкой, драм-энд-бэйсом и джанглом и постепенно перешел на чистый басовый синтезатор. «В какой-то момент мы с другом подняли глаза и заметили, что на нашей репетиционной базе миллион проводов соединяют, по сути, два наших ноутбука. Из всех моих инструментов остался      только компьютер, — вспоминает Алексей. — Я закрыл ноутбук и с тех пор уже не занимался музыкой».
Алексей Кочетков
      Впрочем, к этому моменту у Алексея уже была другая страсть — Mubert, и началась она так. По утрам он бегал с другом, и необходимость постоянно переключать в телефоне треки, менять их, подбирать плейлисты напрягала. Внутренний программист подумал: почему бы инструментам не начать звучать друг с другом вместе, как в аранжировке? В том виде, в котором они должны правильно совпадать, — в единой тональности, темпе. Пока Алексей рассказывал товарищу свою идею, оказалось, что он полностью описал работоспособный алгоритм. Попробовал сделать первый прототип — и он заработал. С пятью друзьями Алексей приступил к разработке. За полгода сделали рабочий прототип, поехали в США, получили инвестиции, после чего и появилась компания, которой за один вечер придумали легко запоминающееся имя Mubert. «Почему «Муберт»? — смеется Алексей. — Это музыкальное имя. А имена имеют свойство быстро запоминаться».
     Внутренний программист подумал: почему бы инструментам не начать звучать друг с другом вместе, как в аранжировке? В том виде, в котором они должны правильно совпадать, — в единой тональности, темпе.
Первопроходец
     В далеком 2000 году в небольшом лондонском клубе Undersolo прошло уникальное событие: впервые за диджейским пультом сразились человек и компьютер. За людей играл резидент клуба Ministry of Sound Джесси Роуз, за компьютеры — программа, разработанная Дэйвом Клиффом из бристольской лаборатории Digital Media Systems компании Hewlett-Packard. Треть танцующей публики не заметили разницы между компьютером и человеком. Оставшиеся две трети, хотя и с небольшим преимуществом, отдали свои голоса живому диджею.
    Но тогда программа только сводила треки. Клифф решил пойти дальше и приступил к созданию целого компьютерного комплекса HPDJ, который должен заводить публику покруче живого диджея. Как рассказал Клифф, при входе в клуб каждому будет выдаваться специальное устройство, неотличимое от обычных наручных электронных часов. Оно отслеживает местоположение танцующих в клубе, а также измеряет их пульс и потоотделение, вычисляя активность, а затем по Bluetooth отправляет информацию в центральный «танцевальный» компьютер. Сам компьютер, имеющий онлайновый доступ к гигантской библиотеке готовых треков, может не только выбирать и анализировать их, но и разбирать на составляющие — барабаны, басы, компьютерные эффекты, инструменты и вокал, затем модифицировать и сводить в новые треки в зависимости от реакции танцпола. Идея была прекрасной, но сильно опередила время — проект закрылся.
     Изначально пользователь выбирает жанр, и Mubert предлагает ему соответствующую музыку. Чтобы она стала персональной, вы должны постоянно ставить лайк или дизлайк, чем чаще вы это делаете, тем более точно искусственный интеллект создает именно под вас уникальную музыку.
     Mubert делает что-то похожее. В его основе лежат настоящие звуки, живые инструменты или инструменты электронные, но записанные людьми. Изначально пользователь выбирает жанр, и Mubert предлагает ему соответствующую музыку. Чтобы она стала персональной, вы должны постоянно ставить лайк или дизлайк: чем чаще вы это делаете, тем более точно искусственный интеллект создает именно под вас уникальную музыку. По сути, вы являетесь соавтором Mubert. «Мы оперируем не только музыкальными понятиями, но и субъективными ощущениями, такими как плотность звука, мелодичность, насыщенность, которые для каждого человека абсолютно разные, — объясняет работу Mubert Алексей. — В процессе генерации мы держим их у себя, как переменные, а пользователям отдаем на откуп только оценку этой музыки. Алгоритм обработки оценок непрерывно совершенствуется, мы все глубже и глубже проваливаемся в понятие музыки, звука, человеческого восприятия». Объективные параметры, все, что можно измерить, — тональность, темп — у всех людей одинаковы. А вот с субъективным восприятием гораздо сложнее: что нравится одному, совершенно не подходит другому. «Поэтому, — говорит Алексей, — мы создаем не один сверхмощный искусственный интеллект, который играет для всех разную музыку, а индивидуальный ИИ для каждого отдельного человека. Сколько копий приложения распространилось, столько копий ИИ мы и создали».
Тамагочи
«У нас нет собственных артистов или музыкантов, — смеется Кочетков, — но мы можем создать и обучить такого исполнителя для каждого пользователя. Но вряд ли вам хотелось бы слушать все время одного и того же». Поэтому в Mubert есть выбор жанров и активностей, под каждый из которых можно воспитать и натренировать своего «музыканта». И чем больше вы будете им заниматься, тем более интересную музыку он будет играть. По сути, вы получаете не просто музыкального тамагочи, а целое веселое семейство. Когда Алексей Кочетков начинал свой проект, по словам «генеративная музыка» поисковики выдавали только альбом Брайана Ино, который вышел как самоиграющееся приложение. Сейчас на этот запрос во всем мире первым делом выдается Mubert. Хотелось бы, чтобы и через пару лет ответ был таким же.

Статья «Генератор творчества» опубликована в журнале «

Комментариев нет:

Отправить комментарий