Привет всем

Моя муза из Советского Союза

четверг, 1 декабря 2011 г.

О Высоцком

     Те, кто меня знает ближе, наверное ждут моей обязательной реакции на первый художественный фильм о Высоцком. Обязательной, потому, что знают, какое место занимало его творчество в моей жизни. Да и сейчас я сходил на фильм в первые же часы его проката по Москве.     Честно говоря я побаивался идти на фильм по нескольким причинам. Во-первых Никита (сын м сценарист) человек сугубо комерческий и мог наголивудить чёрти что. Тем более, что создание фильма то прекращалось, то возобновлялось.  Насколько я понимаю, было и несколько итераций по доделке конечной версии.
    Далее, хотя и видно что наш талантливый Безруков любит Высоцкого, были большие сомнения, что выдюжит. Ну, и сам материал - последний год жизни Высоцкого, когда он уже умирал на игле, для меня, например, совсем не бесспорен.
      Какую-то глупость тут затеяли с сокрытием того, кто играет Высоцкого, хотя те, кто следил за созданием фильма знали исполнителя всегда. См. например.
     Но. Состоялось. Без тени сомнения советую всем нашим (да и не нашим, а помоложе) сходить на фильм. Авторам удалось создать интересную ленту о событиях, произошедших во время последней поездки Высоцкого в Узбекистан.
      Для меня фильм интересен по нескольким причинам. Во первых он повествует о событиях того периода, про который я знал меньше всего. Вы помните, что я фанател по Высоцкому с самого момента покупки магнитофона в 1967 г. до рождения Ленки в 1977. Потом начались семейные хлопоты, да и магнитофона у меня года 3 не было. В 1978 году я провёл ревизию песен, которые мы тогда исполняли. Оказалось, что я наизусть знал 200 песен Высоцкого. На работе в НИИ, куда я сначала пошёл работать по распределению, уже фунциклил самиздат (ещё даже не компьютерный). и составители его сборника говорили, что всего он сочинил где-то 600 песен. Т.е. я знал назусть каждую 3ю песню. Тот же Никита говорит сейчас примерно о том же числе песен. Но, получается, что их скорее 700, чем 600, т.к. даже сейчас в инете и у любителей находятся песни, которые не слышал, и  отсутствующие в стихотворных сборниках.
А Ну, вот в фмльме  "Так оставьте ненужные споры" тоже казали число 700.
     С появлением опять магнитофона, я, конечно, дописал песни Высоцкого, созданные им в 77-80 годах, но не все. Например, "Дорогая передача (полный вариант с "Америку не глушим") я записал только в середине 80х.
     Но ближе к фильму. Высоцкий из Безрукова вышел достаточно похожим. Есть нюансы, которые я, скажем, заметил, но для данного контекста схожести достаточно. И компьютерная обработка голоса дала хороший результат.
      Обстановочка конца 70х тоже воссоздана неплохо. Так получилось, что я часто бывал в этих местах Узбекистана в совковые времена, поэтому ляпы, конечно, замечаю, но это детали. (В Бухаре площадь у дворца эмира была тогда ещё не реставрирована, на здании аэропорта крупными буквами десятки лет было написано Челонзар, никаких флагов с Лениным на привокзальной площади не было и пр.) Зато дорога Ташкент-Самарканд - один в один. Ну, и Зарафшан и старый центр Бухары те же.
       Теперь сюжет. Мои родители относились к Высоцкому по крайней мере не отрицательно и с интересом. Их реакция -"песни, конечно, блатные, но хорошие". Батя меня всегда просил исполнить "корабли постоят".  Тут я преклоняюсь перед родичами, потому что официальная позиция властей - "антисоветчик из подворотни". И даже отец Высоцкого относился к нему так же. А реакция одного бывшего КГБшника на смерть Высоцкого (Лен, ты знаешь его) была такой "теперь он не страшен". Блин, КГБ боялось живого Высоцкого! Кстати, а не с их ли подачи врачи его подсадили на иглу?  С них станется.
     То, что он был мужиком запойным, по-моему никого в Союзе не смущало. Его хриплый голос, не смотря на всякие объяснения спецов, всеми воспринимался однозначно. Но вот наркота... Слухи о том, что он колется распространились по Союзу в 78-79 году. Мать мне рассказала, что её знакомая слышала о том что Высоцкому колют морфий в дурдоме в том же 79м. Косвенно это подтверждалось темами нескольких его песен. Хотя его часто клали на принудительное лечение от алкоголизма. Честно говоря, я был в легком ужасе. Информация подтвердилась в конце 80х, когда, наконец, вышла серия документальных лент о Высоцком. 
          Ну, вот фильм как раз об этом ужасе. Показана последняя стадия. Отказы сердца. Упадок в творчестве. Это время, когда уже Любимов от попыток  вылечить его отступился. Далее - уход из театра, выступление на ТВ (Монолог), безрезультатная попытка Марины полечить его в диспансере и развод с ней. Текущая девка (в жизни - Оксана). тут показана. Ну, и противоречивое отношение КГБшников тоже показано. Не коммментирую, т.к. область мне незнакомая и непонятная. Может быть и так было.
          Развод с Мариной тоже дело тёмное. Вполне могло быть, что он и выдуман роднёй Высоцкого вместе с тем же Никитой, т.к. возникали имущественные трения с Мариной по делам, включая дачу на станции "Отдых". Помните "по курской, казанской железной дороге, построили дачи, живут там как боги". Я на этой станции всегда выхожу в тамбур покурить, т.к. моя остановка ровно на расстоянии одного перекура от "Отдыха". Но в фильме эта проблематика корректно не затронута.

Комментариев нет:

Отправить комментарий